28 августа стало известно, что у Областного Дворца молодёжи появился новый руководитель. Место прежнего директора Артёма Зеленеева заняла Екатерина Митягина, доктор социологических наук, профессор. Более 10 лет она проработала в университете – занималась вопросами молодёжи и молодёжной политики, возглавляла социально-гуманитарный факультет ВятГГУ.
Мы встретились с Екатериной Владимировной и поговорили с ней о её планах на будущее в роли директора Дворца молодёжи.
Екатерина Владимировна, здравствуйте. Освоились ли Вы на новом месте?
Здравствуйте! Всего прошло три дня (смеётся — прим. ред). Сейчас рано говорить о самых предварительных результатах, но нужно понимать, что я знакома с Дворцом. Сейчас у меня идёт повторное ознакомление, чтобы ни в коем случае не нарушить традиции, которые у нас сложились. В то же время надо говорить о чём-то новом.
Для меня это очень важно – вносить что-то новое. Думаю, что буду осваиваться постепенно.
Мне сейчас нужно достаточно серьёзно переквалифицироваться. До этого я в основном занималась научной деятельностью и административной, в роли декана. Сейчас я должна перенести свой багаж знаний в практику.
Науке и здесь есть место. У меня есть очень крупный проект, в рамках которого мы занимаемся анализом социальных медиа по всем возрастным группам. Сейчас я хочу изменить этот проект – заузить тему и работать в рамках молодёжи. Это будет практико-ориентированный проект для Дворца молодёжи и для моих научных изысканий.
Каковы Ваши ощущения? С чего начали свое знакомство с новым рабочим местом?
Если я до этого думала, что много работаю, то теперь я понимаю, что пока ещё отдыхала. Сейчас я работаю ещё больше. Я вижу, что люди здесь очень много делают, у них очень много идей, доведённых до результата. Когда я открыла календарь мероприятий Дворца, я была просто шокирована, потому что в нём было огромное количество мероприятий абсолютно различной направленности. Плюс госзадания, дополнительные виды работ.
Своим научным умом я хочу всё структурировать, понять все направления деятельности. Но сейчас мы обсуждаем с коллегами, что мною будут выбраны приоритетные направления, которые я буду вести и ставить на инновационные рельсы. Мне бы хотелось, чтобы наши проекты были масштабными и крупными.
Дворец молодёжи – что это в Вашем понимании?
Дворец молодёжи – это образ жизни. Люди, которые здесь находятся – люди с особым мышлением, пониманием жизни, это особая категория людей. Мы сейчас пока определились с целью Дворца. Учреждение должно стать площадкой, куда может прийти молодёжь, а так же более младшие и старшие возрасты, и реализовать свои идеи. Если человек действительно горит идеей, то мы помогаем довести её до реализации: гранты, реализация на базе коворкинг-центра. Отчасти такая площадка уже есть.
Есть ли у учреждения потенциал к развитию, на ваш взгляд? Если есть, то в каком направлении или направлениях вы будете его развивать в первую очередь?
Мы уже нарисовали очень много векторов развития. Главные направления – это сохранение традиций и внедрение инноваций. Первостепенное внимание я бы хотела обратить на такие проблемы:
-
серьёзный отток молодёжи из Кировской области. Мы изучали общественное мнение по этой проблеме. Первая причина оттока - это образование. Вторая - невысокие зарплаты среди молодёжи. Третья - недостаток культурной жизни. Вот именно с третьей причиной и может справится Дворец;
-
сложная тема – работа с инвалидами. Мы обсудили много идей. Хочется, чтобы данная категория молодёжи тоже имела возможность включаться в жизнь Дворца.
У нас много идей относительно всевозможных мастер-классов. Сейчас всё каким-то образом соберу воедино и выстрою стратегию. В ближайшее время я хочу со своими коллегами её обсудить.
Вы говорили о том, что команда готова к выполнению крупных проектов. У Вас уже есть какие-то идеи?
В институте я выиграла много различных конкурсов, грантов. Когда я училась в нижегородском университете в докторантуре, у меня было 13 международных грантов, по которым я работала за три года. Это я считала серьёзным своим достижением. Поэтому сейчас первое, что я бы хотела попробовать, – участвовать в конкурсах на получение различных грантов. Попробуем сделать несколько заявок для Росмолодёжи. Есть гранты президента. Мы начнём со всероссийского уровня, но я не исключаю возможности, что мы попытаемся поучаствовать в международных проектах. Идеи проектов есть, но в них пока очень много теории.
В каких странах Вы проходили стажировку?
Сложно все перечислить. Например, мы были в Германии, Великобритании, Италии, Чехии. Недавно я была на большой конференции в Шанхае.
Будете ли применять полученный там опыт в своей работе?
Да. Я постараюсь, чтобы у нас были проекты по работе с молодёжью, благодаря которым мы могли бы говорить о выезде с ними за пределы Российской Федерации. Я думаю, что это будет, но мне нужно время. Есть ведь ещё административно-хозяйственная работа, которая для меня пока сложная. Есть кружки, секции, спортивная школа. Всё это отнимает время, поэтому я не смогу жить в научно-спокойном ритме. Тогда я могла заниматься наукой и искать гранты. Здесь же мне нужно себя перетрансформировать, сменить ритм жизни.
Известно, что Вы проходили обучение в Сколково. Как вы оцените этот опыт?
Мне очень понравилось обучение в Сколково. Там своеобразная проектная школа и её задача – сдвижка мышления. Всё, что вы знали до этого, нужно забыть. Нужно играть по их правилам, иначе можно не закончить обучение в Сколково.
Мы попробуем те методы, которые я там выучила, применить на форуме Вятка Future, который будет 6-8 сентября. Там будут специалисты сферы молодёжной политики и лидеры молодёжных направлений. Мы хотим, чтобы по завершению форума, у нас появились конкурсные заявки в различные фонды. Мы хотим собрать все идеи, которые есть у молодёжи; отобрать людей, которые реально способны реализовывать их. На выходе мы получим несколько идей и людей, которые смогут написать заявку и реализовать их.
Есть ли принципиальная разница между работой с молодёжью в той же Германии и у нас, в России?
Обучение работе с молодёжью и социальной работе в России и за рубежом различаются. Если у нас практика в университетах — 2-3 недели, то в Германии практика занимает 70% времени обучения. Например, сейчас одна из проблем Европы – увеличение числа мигрантов. Даже небольшое несовпадение культурных особенностей приводит к глобальным проблемам, большой напряжённости. Студенты получают задачи, в которых они должны решить конкретную проблему. Такая практика длится, например, 8 месяцев и она полностью ориентирована на решение проблемы.
У нас, к сожалению, всё сводится к массовости: сколько пришло молодёжи, сколько тысяч человек мы охватили.
Дворец молодёжи за несколько лет стал традиционной площадкой проведения ряда мероприятий. Останется ли эта традиция?
У нас целый ряд традиционных мероприятий: Vyatka Future, Ты-предприниматель, работа с волонтёрами, останутся все резиденты, которые у нас были, кроме фитнес-студии. Это наш минимум, который мы должны делать. Инновации будут, но дайте мне год (смеётся — прим.ред.). У нас сейчас идёт упор на спортивные направления.
Нельзя не спросить про здание. Как будете решать вопрос содержания и ремонта здания?
Проблемы у здания есть. Зданию нужна реконструкция. В следующем году нам исполнится 60 лет — здание 1968 года постройки. Я так понимаю, что были какие-то проблемы с проектной документацией. Я попытаюсь начать всё сначала.
Изменится ли интерьер?
Для меня это здание – дворец, поэтому я хочу, чтобы были эти советские колонны, лепнина. Но тому, что есть в кабинетах, допустим в iq-кафе, мы придадим современную форму. Например, поиграем красками и светом на лепнине. Я думаю, что 60 лет назад его хорошо спроектировали.
Кстати, думали ли Вы когда-то в прошлом, что станете директором целого учреждения?
Нет, никогда не думала об этом. Я уже долго думала о том, что в жизни надо что-то сменить, потому что в университете я проработала 13 лет. Я понимала, что нужно развиваться дальше. Когда мне предложили эту должность, для меня это было неожиданно. Я восприняла это предложение как знак для моего развития в другом направлении. И мне этого захотелось. В университете у меня всё хорошо: я всё умею, есть куча проектов,отличные студенты. Но нужен толчок. Дворец – это место, где я и мои идеи могут реализоваться. Я думаю, что я сделала правильный выбор. Мне будет сложновато, но ничего. Справимся.
Напоследок, идеальный Кировский областной Дворец молодёжи — какой он?
Я хочу, чтобы мы были открыты. Чтобы условные границы дворца немного расширились. Дворец молодёжи – это не здание. Это образ жизни, состояние души, это креативная и развивающаяся молодёжь.
Редакция ikirov.ru благодарит Екатерину Владимировну за отзывчивость и открытость. Желаем успехов на новом посту!