Накануне вроде бы стало окончательно ясно, что за «Победу» Кировская область бороться не станет. Как заявил во время заседания правительства врио губернатора региона Игорь Васильев, главная задача «Победилово» - выйти на самоокупаемость
«В 2017 году аэропорт должен уже перестать быть «чёрной дырой», в которую постоянно уходят деньги», - заявил врио губернатора.
Скидки в 80% на работу аэропорта были главным условием авиакомпании. Они предоставлялись по направлениям Киров-Москва-Киров - по 80%, Киров-Сочи-Киров, Киров-Санкт-Петербург-Киров - по 50%. При этом средняя стоимость билета на рейс «Победы» составляла около трёх тысяч рублей, отметил директор «Победилово» Алексей Легконравов. Выпадающие доходы в связи с этим составили 55 миллионов рублей.
Как только скидок не стало, лоукостер отказался сотрудничать с Кировом, заявили представители власти.
Новый подход в правительстве объясняют равными условиями для всех авиакомпаний: такие скидки, кроме «Победы», больше никто не получал. Представители авиакомпании «Победа» уверены, что дело не в скидках.
«Мы полностью поддерживаем идею равных условий для компаний, но в таком случае тарифы должны быть одинаково низкими для всех, а не космическими, - объясняют свою позицию сотрудники лоукостера в официальном ответе редакции. - Руководство «Победилово» умалчивает, что стоимость обслуживания в соседних аэропортах региона на 60% ниже, чем в Кирове. Обслуживание одного рейса Победы в Кирове стоит 190 тыс. руб., включая НДС! По таким ценам мы летать не готовы: почти 1000 рублей за пассажира мы должны заплатить аэропорту, тогда как наши тарифы с учетом сборов начинаются с 999 рублей».
В авиакомпании сожалеют, что не смогут предложить кировским пассажирам прежних цен на билеты и вынуждены выбрать другой аэропорт. Хотя именно рейсы «Победы», считают ее представители, обеспечивали не менее 70% пассажиропотока аэропорта «Победилово».
«Очень многие аэропорты хотят видеть у себя «Победу» и создают комфортные для нас условия. Мы генерируем собственный пассажиропоток за счет низких цен, которые предлагаем благодаря сокращению издержек и продаже допуслуг. Средняя загрузка наших рейсов 93% и очень часто достигает 100%», - объясняют в пресс-службе лоукостера.
А эффективность аэропорта зависит от неавиационных доходов, говорят в «Победе», что доказывает мировой опыт. Не менее 60% выручки аэропортам приносит продажа питания в терминале, организация автобусов в город, концессионные соглашения со службами такси, платная парковка и тд.
«Есть аэропорты, которым мы вообще ничего не платим, потому что аэропорт зарабатывает на услугах, которыми пользуются наши клиенты. Вопрос не в скидках, а в способности руководства аэропорта организовать работу с пассажирами так, чтобы обеспечить низкие тарифы для обслуживания авиакомпаний и, в конечном счете, увеличить пассажиропоток», - уверены в «Победе».
Тем более, что лоукостер требует от Кировской области такой тариф, по которому он работает с остальными 20-ю регионами. Кстати, «Победа» «заходит» только в города-миллионники, а они выстраиваются в очередь, чтобы заполучить «Победу», считает экс-депутат Законодательного Собрания региона Дмитрий Русских.
«То, что «Победа» говорит Кировской области: «Ребята, вы ищете кошку в черной комнате не там» - абсолютно верно! Здесь простая экономика. Всегда при всех обсуждениях, куда вкладывать средства, сообщается о точке безубыточности. Для Кировской области это перевалить за 200 тысяч пассажиропотока, обеспечить бесперебойную работу аэропорта, только тогда аэропорт не будет требовать финансовых вливаний из бюджета. К этой цели мы шли при прежнем директоре «Победилово» Жданове. В 2016 году аэропорт перевалил за 200 тысяч пассажиров, при этом 140 тысяч дала именно «Победа». Сегодня новое руководство не понимает, что основная направленность — это пассажиропоток, потому что чем больше людей летает, тем проще аэропорту обеспечивать свою безубыточность. А руководство идет по пути, которого нет. Уйдет «Победа» - пассажиропоток сократится обратно, что приведет к еще большим убыткам бюджета».
У «Победилово» был свой план развития, было просчитано, когда пассажиропоток увеличится и когда аэропорт выйдет на самоокупаемость. По словам Дмитрия Русских, на это отводилось 3-4 года. Сейчас Кировская область плавно сворачивает «не туда».
«На ближайшие 4-5 лет мы должны сделать все, чтобы стало больше рейсов, чтобы цена билета была доступной, чтобы пассажиропоток каждый год увеличивался. Если мы не хотим похоронить аэропорт и тот миллиард, который мы уже вложили в «Победилово», мы должны удержать «Победу». Сейчас фактически аэропорт лишен главного, в полном смысле социального перевозчика, а кировчане — возможности летать по стране и покупать билеты на международные рейсы, то есть шанса посмотреть мир.
Другие авиакомпании не смогут заменить сегодня «Победу», считает активист. Во-первых у них совершенно другие самолеты по вместимости. Второе — другая ценовая политика. В-третьих, они тоже требуют скидки на заход. В четвертых, - любая авиакомпания, заходя на территорию, смотрит пассажиропоток. Если он будет 20-30 тысяч, ни одна компания с нами сотрудничать не будет.
«Так что «Победилово» «Победа» нужна больше, чем «Победе» - «Победилово», - уверен экс-депутат ЗакСобрания Кировской области.