Судебное разбирательство по делу ОПС «Прокоповские» продолжается. 21 июня в качестве свидетеля выступает Роман Кара.
Стоит отметить, что в качестве свидетелей в зале суда уже побывали: Виктор Изместьев, Сергей Ширин, Валерий Натыкач, Владимир Ситников и Андрей Новиков.
9:40
Прокурор: Кого из подсудимых Вы знаете?
- Михаила Юрьевича Прокопьева и Павла Колпакова. Мы вместе состояли в группировке. В конце 1995 года я вернулся из армии. Встретившись со старыми друзьями, я узнал, что они состоят в группировке. На жизнь зарабатывают вымогательством денежных средств с коммерсантов или выбиванием долгов по распискам.
Прокурор: как Вы поняли, что они состоят в группировке?
- По их разговорам. В начале 1996 года мы стали общаться ближе, и я вошел в доверие. Так я понял, что состою в группировке. Потом я получил указание - купить оружие. С тех пор я стал охранником Сергея Кривошеина и Михаила Прокопьева. В конце 1996 года в группировке появились Хапугин, Изместьев, Абашев. Нас познакомил Кривошеин. Мы находили коммерсантов и говорили, чтобы они платили нам. Так как группировка на тот момент была сильной и авторитетной, платили все. На добровольной основе. Все денежные средства передавались Владимиру Ситникову. В конце 1997 года в группировке появился Натыкач Валера. Нас познакомил Кривошеин. Весной на Ситникова было совершено покушение. Потом убили Абашева и Хапугина. Кривошеин сказал, что это разборки конкурирующих группировок. В конце 1998 года Кривошеин, Колпаков и я убили Койкова. Потом в 1999 году конкурирующих группировок стало меньше, и мы стали развивать легальный бизнес. Я и Ширин организовали компанию по перевозкам. В начале 2000-х пропал Колпаков. Кривошеин рассказал, что Колпаков организовал убийство одного из коммерсантов. Это могло повлиять на безопасность группировки и вызвать дополнительные подозрения. В 2001 году посадили Натыкача, Изместьева, Подгайца и Кривошеина. Их осудили за вымогательство. В 2003 году они освободились, но Натыкача выгнали из группировки. Как выяснилось, Натыкач был назван интриганом и пытался занять место Кривошеина. Интриганом назвал его Прокопьев на собрании в кинотеатре "Колизей". В 2003 году были арестованы Изместьев, Подгайец. Их подозревали в покушении убийства. В начале 2004 был арестовп Ширин. После этого я уехал из города, так как опасался, что Ширин даст показания и меня привлекут по убийству Койкова. Я встретился с Михаилом Юрьевичем в 2006 году. Тогда он назвал себя бизнесменом. Я понял, что на тот момент как таковой группировки уже не существовало с 2004 года.
Прокурор: Вы сказали, что проходили собрания. Где они проходили?
- В ТЦ "Экран" на улице Воровского, в спорткомплексе "Факел", в офисе Ситникова на Мелькомбинатовском. Кривошеин, Ситников, Коваленко и Жолобов - были старше нас и были с начала основания группировки. Когда они ехали на разборки с другими группировками, они говорили нам ехать с ними. В 1996 году таких встреч с другими группировками было много. Но лично я не во всех участвовал. Например, в 1997 году состоялась встреча с весенинскими. Речь шла о предпринимателе, который занимался продажей водки. С групировкой Гумбика мы всегда находили общий язык. Причин для разборок было много: затягивание сроков поставки, наезд на предпринимателей под чьей-то крышей и т.д.
Прокурор: какие дополнительные меры безопасности предпринимались?
- Целыми днями охраняли руководителей группировки. Я, например, охранял Ситникова и Кривошеина. Каждый день говорилось, что нужно осуществлять дополнительные меры безопасности. Проверять машины, приезжать на место встречи раньше времени и проверять обстановку. Практически у всех было оружие. Те, кто не мог получить легальное оружие, получал нелегальное. Свое оружие я всегда возил с собой.
Прокурор: в вашем рассказе несколько раз прозвучало, что у Кривошеина, Коваленко были свои группы. Почему Вы их обособляете?
- Мы больше всего общались с Кривошеиным. С нами был Изместьев, Хапугин, Натыкач и т.д. Если мы не могли решить какой-то вопрос, то мы обращались напрямую к Михаилу Юрьевичу. Он советовал, как лучше поступить в той или иной ситуации. Каждое новое предприятие, которое мы находили, согласовывали с Прокопьевым. Раз в месяц мы приезжали к предпринимателям и забирали оговоренную сумму. В основном, мы брали деньги с мелких коммерсантов, крупных предприятий у нас не было. В 1998 году появился "Дом техники". С них мы брали 100-200 долларов. Колпаков ближе всех общался с Дмитрием Халявиным. После того, как Халявина убили, Колпаков сказал, что нужно держаться вместе. Иначе всех поубивают по-одному. Так мы и стали ездить на все точки вместе. Основные сборы денежных средств производили вместе. Потом передавали все Ситникову, который знал, кто и сколько должен привезти. Мы передавали деньги наличными, а где он фиксировали - не знаю. Если привозили сумму больше, то нас поощряли.
Прокурор: были случаи, когда предприниматели отказывались платить?
- таких случаев не знаю. В любом случае, им пришлось бы кому-то платить. Это же был 1998 год.
Прокурор: известно ли вам, куда расходовались деньги?
- Нет.
Прокурор: Новиков, Веснин и Барников - в какую группу входили?
- Они ездили с Михаилом Прокопьевым. Осуществляли его охрану. У них лидера не было, они могли лично обратиться к Михаилу Юрьевичу. А так они занимались тем, что и все - собирали деньги с предпринимателей.
Прокурор: помимо пистолетов, было ли еще какое-то неофициальное оружие?
- В 1998 году у спорткомплекса "Факел" нам передали сумку с автоматами. Передавал Кривошеин. Оружие нужно было для устранения Койкова. В 1999 году Кривошеин передал мне две сумки, чтобы я их спрятал. Я отвез их в овощную яму на Щорса. Кривошеин не рассказывал, откуда у него это оружие. Весной 2015 года я сдал это оружие правоохранительным органам. Яму я приобрел в 1997 году. Один раз в 2007 году я заехал посмотреть, что с этим оружием. С тех пор я туда не заходил. О других местах хранения я не знаю. Но знаю, что они были. Это рассказывал сам Кривошеин. Он решал вопросы с конкурирующими группировками. Также он осуществлял и сбор денежных средств.
Прокурор: что вам известно о преступлениях?
- После покушения на Ситникова, в группировке начали говорить, что преступление организовал Койков. Так они решили заявить о себе. Потом мы начали собирать информацию обо всех участниках группировки: где собираются, на чем ездят и т.д. Они собирались у стадиона "Прогресс". Мы согласились устранить Койкова, отказаться уже не могли. Осенью Кривошеин провел нам инструкцию и передал сумку с автоматами. За месяц до преступления мы забрали сумку. Поехали в район Бахты к лесному массиву. Ширин взял автомат, Колпаков пистолет и совершили несколько выстрелов. Так проверили исправность оружия. Мне проверку не доверили, так как считали, что я не очень ловко обращаюсь с ним. Потом сумку отвезли на съемную квартиру к Ширину. В ноябре мы вновь встретились на этой квартире. Колпаков сообщил о месте нахождения Койкова. Из квартиры мы выехали в районе 20:00. Ширин нес сумку, в которой находился автомат. Мы приехали к перекрестку улиц Горького и Воровского. Ширин и Колпаков вышли из машины и пошли в сторону кафе "Домино". Я остался в машине. Было уже около 22:00. Минут через 40 я услышал хлопки, завел машину и стали их ждать. Через некоторое время я их забрал и мы поехали на квартиру Ширина на улицу Солнечная. Потом мы разъехались и договорились созвониться на следующий день. Тем более, что средства связи у нас были. Потом мы встретились в офисе спорткомплекса "Факел". Там был и Натыкач. Колпаков попросил его позвонить Кривошеину, так как Колпаков не мог до него дозвониться. На тот момент Кривошеин был в Москве. Потом он вернулся, но вместе он нас не собирал. Потом я узнал, что Ширин стрелял по Койкову. Кроме того, с Койковым пострадали еще двое. Но об этом я узнал из материалов уголовного дела. Кривошеин и Прокопьев были в Москве.
Прокурор: известно ли еще о каких-либо преступлениях?
- Смехов Василий участвовал в убийстве Сенина. Было у него и неудачное покушение на Комарова. Удивлялся, как Комарову удалось отобрать у него автомат. Было покушение на Тришина. Здесь участвовал Изместьев. Еще было покушение на Пинаева, киллера ОПС "Прокоповские".
Прокурор: за тот период, что вы входили, состав менялся?
- Основной состав не менялся. Деление на группы появилось во время прихода Натыкача. В 1995 году деление происходило по принципу: был лидер, старшие и молодые. Вхождение новых членов согласовывалось с Михаилом Прокопьевым. Без его ведома ничего не делалось.
Прокурор: о каких коммерческих проектах Вы знаете?
- Сначала он организовал ночной клуб "Запретная зона". Потом Михаил Юрьевич понял, что легальный бизнес приносит больше дохода. Появились и другие: ЦО "Победа", "Колизей", ночной клуб "Точка", "Тысяча и 1 ночь" и т.д. Эти подробности мне рассказывал Веснин, Новиков и т.д.
У гособвинения вопросы закончились. К допросу приступила защита. Адвокат поинтересовался у Романа Петровича, могли ли "самозванцы" выдавать себя за участников ОПС "Прокоповские". Свидетель отметил, что бывали случаи, но очень редко.